Защита прав потребителей по страховым случаям


    Защита прав потребителей: договор страхования

    1 ст. 929).

    Среди специальных законов о страховании имущества можно отметить только Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела», но он не регулирует договорные отношения по страхованию и нацелен лишь на урегулирование отношений по организации страхового дела и государственному надзору за ним.

    Статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» определено, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом N 2300-1 и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

    Как следует из преамбулы Закона N 2300-1, он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

    Защита прав потребителей по страховым случаям

    1 ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

    В соответствии с п.

    Защита прав потребителей: страхование

    Товары и услуги в этом случае не используются в предпринимательских целях.

    При оформлении страховой услуги потребитель может попросить у страховщика лицензию, которая предоставляет право на оказание подобной услуги. В том случае, если страхователь отказывается предоставлять потребителю информацию об интересующей его услуге, потребитель может получить право на возмещение убытков.

    В случае, если потребитель (застрахованное лицо), хочет расторгнуть страховой договор, необходимо обратиться в страховую компанию с соответствующим требованием.

    В соответствии с законодательством РФ недобросовестное страхование права потребителей может быть вынесено на рассмотрение в судебные органы.

    О защите прав потребителей в страховании

    Так, Президиум ВС РФ считал, что отношения по имущественному страхованию не подпадают под предмет регулирования Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон РФ N 2300-1) и положения данного Закона к отношениям имущественного страхования не применяются по следующим основаниям.

    Отношения по страхованию урегулированы гл. 48 ГК РФ, Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела» (далее — Закон РФ N 4015-1), а также специальными законами об отдельных видах страхования.

    ОСАГО и защита прав потребителей.

    Некоторую группу вопросов можно объединить в один общий вопрос — применяется ли Закон о защите прав потребителей (далее — ЗоЗПП) к отношениям, вытекающим из договоров ОСАГО?

    Судебная практика по данной проблеме далеко неоднозначна, хотя в последнее время наметился явный перевес в стороны лишения потерпевших потребительской защиты, предоставляемой ЗоЗПП. Это связано с позицией Верховного суда обозначенной в сентябрьском номере Бюллетеня ВС РФ за 2006 г.

    Особенности защиты прав потребителей страховых услуг

    Поэтому перед потребителем изначально возникает ряд проблем:

    Для решения вышеназванных проблем и правильного выбора услуги целесообразно проанализировать предложения разных исполнителей услуги страхования, изучив содержание предлагаемых ими договоров. При анализе договора потребителю следует оценить полноту информации об оказываемой услуге и степень защищенности интересов потребителя. (Сложность проблемы заключается в том, что правила страхования и текст договора разрабатывает страховщик.

    Страхование и защита прав потребителя

    Покупая разнообразные предметы, например, бытовую технику, мы оплачиваем гарантию, стоимость которой уже была включена в цену. И никто не требует вернуть эту стоимость при отсутствии поломок за период гарантий. Это весьма близкий аналог ненаступившего страхового случая. Последний из примеров — ненаступление страхового случая, часто его приводят, как аргумент о невозможности применения в страховании ЗПП.